Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Урок как основная форма обучения

Урок как основная форма обучения

 

Почему не просто урок? В большинстве стран урок – это основная форма обучения. Урок является не единственной формой обучения. Очень много форм обучения, которые лишены признаков классно-урочной системы. Например, система Дарьи План, Плантрампа и т.д. (СПРОСИТЬ!)

 

Вопросы:

1)Типы и структуры урока

2)Подготовка учителя к уроку

3)Пути повышения эффективности урока

Рекомендованная литература – смотри на групповой почте.

 

Определения и понятия:

Признаки классно-урочной формы обучения (появилась в глубокой древности, описана у Яна Коменского):

1)Постоянство состава учащихся (примерно одного возраста и одного уровня подготовки). Так было не всегда.

2)Планирование обучения (каждый класс работает со своим планом, причем план дается на год или на более короткий промежуток времени согласно какому-то расписанию).

3)Осуществление учебного процесса в виде отдельных следующих друг за другом взаимосвязанных частей (уроков).

4)Руководящая роль учителя.

5)Манизм – когда урок посвящен одной отрасли знаний или одной науке (например, математика, физика, химия, но сейчас в школе много нестандартных уроков спаренных и комбинированных, поэтому от этого признака мы потихоньку уходим).

 

Звено классно-урочной системы называется уроком.

 

Определение:

Урок – это законченная ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которой решаются определенные учебно-воспитательные задачи.

Т.е. обязательно урок имеет завершенность, временные границы и направлен на решение учебно-воспитательных задач.

 

Уроки классифицируют по-разному.

Одна из классификаций типов урока - по ведущему методу: урок-беседа, киноурок, урок-лекция, урок-экскурсия. Неудобная классификация. Редко урок использует один ведущий метод. Поэтому большинство уроков так не назовешь.

 

Иногда классифицируют по познавательной деятельности учащихся: урок накопления фактов, урок осмысления учебной материала, урок формирования навыков. Не очень удобно. Многие уроки не попадут в эту классификацию. Искусственно не расчленяются эти понятия, а используется эти виды деятельности гармонично.

 

 

Классическая классификация уроков по ведущей дидактической цели (авторы – Галина Ивановна Щукина, Анищук):

 

Дидактическая цель

Тип урока

Структура урока*

1) Усвоение знаний

1) Урок усвоения новых знаний

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Или:

 

1

2

3

4

6

7

8

 

Или:

1, эвристическая беседа (3, 4, 5), 6 (выполняем самостоятельную работу, 7 (подводим итоги), 8.

 

2) Закрепление ЗУН

2) Урок совершенствования ЗУН (знаний, умений и навыков)

1, 3         , 7 (3 этап – самый большой)

3) Проверка усвоения знаний, умений, навыков

3) Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков

1 (как выполнять к/р, в какой последовательности), 6, 7 (итоги по к/р – все равно у учеников есть вопросы).

 

4) Обобщение систематизации знаний, умений, навыков

4) Урок повторительно-обобщающий

 

5) – (не можем выделить ведущую дидактическую цель: что-то объяснили, повторили, закрепили – это бывает в начальной школе, в 5-6 классе)

5) Синтетический или комбинированный урок

 

 

*Каждый урок состоит из отдельных частей и элементов. Последовательность элементов дает композицию (структуру) урока. Итак, основные структурные элементы урока (те кирпичики, из которых строится урок):

1)Организационный момент

2)Проверка выполнения домашнего задания

3)Актуализация полученных ранее знаний

4)Усвоение нового материала

5)Первичное применение знаний

6)Организация самостоятельной работы

7)

8)Домашнее задание

 

Выделенные элементы урока традиционны, но такое распределение не единственно. Существуют еще и другие распределения. Например: 1) постановка цели урока; 2) проверка домашнего задания; 3) повторение пройденного; 4) объяснение нового материала; 5) закрепление изученного; 6) обобщение и систематизация; 7) контроль ЗУН; 8) домашнее задание. Т.е. очень похожи разные классификации.

 

В какой последовательности должны следовать элементы урока? В прошлом столетии для каждого типа урока должны быть соответствующие рекомендации по структуре. В конце 80-х годов 20 века жесткие рамки к структуре урока были сняты. Раньше (советские фильмы): перекличка, проверка домашнего задания. Но: свобода не должна вести к хаотичности урока.

 

Каковы критерии, говорящие о том, что структура урока выбрана удачна?

Критерий единственен: реализация задач и целей урока. Если задача реализована, то структура урока была удачна.

 

Дадим характеристику для каждого структурного элемента.

1) Организационный момент

Задача (цель) этого этапа – подготовка учащихся к работе на занятии.

Каков показатель, что данный этап урока прошел удачно, – быстрое включение учащихся в работу, готовность класса и оборудования. Орг. момент не должен затягиваться.

 

2) Проверка домашнего задания

Задача данного этапа – проверка правильности и осознанности выполнения домашнего задания, причем всеми учащимися, а также выявление пробелов и их коррекция. Выявление пробелов и их коррекция требует тщательной работы. Некоторые дидакты спорят, нужен ли этот этап. Сейчас этот этап относят к необязательным. Но: всегда надо выделять время на обсуждение сложных вопросов.

 

Всегда жалко тратить время на проверку домашнего задания, но все-таки, пробелы оставлять нельзя. Поэтому, многие педагоги объединяют этот этап со следующим этапом – актуализации знаний или с орг. моментом.

Например, дать диктант в начале урока (опоздал – не успел написать диктант). Когда разбирается диктант – происходит актуализация знаний. Видно, кто усвоил знания, кто нет.

 

3) Актуализация полученных ранее знаний (разбор д.з. - почему так доказал, какое правило использовал).

Задача (цель) – подготовить к основному этапу урока (занятия). Создать определенную мотивацию для работы на основном этапе. Ученики должны понимать дальнейшую цель своей деятельности. Актуализировать опорные знания. Чаще всего этот этап совпадает с другим этапом. Например, проблемный урок. Разбирая проблемную ситуацию, ученики выясняют, что они знают, а что нет. Одновременно идет и мотивация, и актуализация, и понятие целей урока.

 

Хотя очень часто учителя выделяют этот урок (повторяем, как решать задачи и т.д.)

 

4) Усвоение нового материала

Назначение – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний или способов действий. Показать отношение, связь нового материала со старым. Т.е. основное назначение данного этапа - обеспечение правильного понимания изучаемого.

Способы могут быть различны: объяснение, беседа, лекция, организация практической деятельности или самостоятельной работы. Все на усмотрение самого учителя.

 

5) Первичное применение знаний

Может быть перенесено на следующий урок.

Задача – обеспечение усвоения сущности изучаемых знаний и способов действий.

Причем усваиваются знания на репродуктивном уровне.

На этом этапе важно ликвидировать типичные ошибки, которые могут привести к пробелам; корректируются неверные представления учащихся. Чаще всего этот этап не очень отрабатывается у начинающих преподавателей. Позже начинают вылезать ошибки.

 

6) Самостоятельная работа

Может быть в любом месте урока.

Цели дидактические могут быть различны – изучение новых знаний, закрепление, применение, контроль и оценка, обобщение и систематизация.

 

7) Подведение итогов урока

Чаще всего мы не выполняем данный этап. Вечно все скомкано. А должна быть завершенность.

Цель – дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективы последующей работы.

Итак: чему мы научились, какие определения. Так еще и обеспечивается обратная связь.

То, что было на уроке, структурируется в систему, акцентируется внимание на главном в уроке.

 

9) Домашняя работа

Задача данного этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

Во всех уроках есть организационный момент, актуализация полученных ранее знаний и подведение итогов. Это обязательные элементы урока.

 

Примеры разных структур урока:

Урок 1.

На стене таблица – строение семени фасоли. На столе две коробки – с пророщенными семенами, с набором сухих семян. Сначала проводится опрос учащихся по прошедшей теме «Строение растений». Объяснение новой темы. Разносит семена, говорит, что сухие семена легко прорастают при размачивании. Дает сухие семена. Кожура легко снимается. Далее – две толсты половинки (семядоли). Корешок, стебелек и почечка. Кто видит, кто – нет. Ребята начинают кидаться семенами, есть семена. Шум возрастает.

 

Из-за чего нарушилась дисциплина? Хоровые ответы

 

Урок 2.

Та же тема «Строение семени». Я объяснять не буду. Посмотрим, как вы сами разберетесь. Раскройте 21 стр. учебника. Читайте внимательно, рассмотрите рисунки, вопросы – на доске. На вопросы надо ответить. Все работают. Время истекло. Проверка. Подавляющее большинство справились. Лишь некоторые учащиеся не могли ответить на несколько вопросов – на них нет прямого ответа в учебника. Учительница при поддержке класса все разъясняет.

 

Здесь: оргмомент, затем с/р.

 

Урок 3.

Та же тема. На стене – таблица, иллюстрирующая строение семени. На демонстрационном столе – коробка с набором сухих семян, коробка с пророщенными семенами фасоли, гороха. На столах учащихся коробочки – с сухими семенами и с размоченными семенами. Коробочки прикрыли бумагой. Учебники открыты на нужной странице.

 

Учительница сообщаем тему, говорит о серьезности работы, знакомит учащихся с порядком выполнения заданий. На доске – 2 столбика: что узнать и как узнать. Что узнать: чем отличаются семена одних растений от других. Как узнать: рассмотреть семена в коробочке и т.д. Т.е. вопрос – четкая инструкция. Все работают, на вопросы отвечают правильно. Итог.

 

Обобщение. Какие требования предъявляются к уроку и как готовиться к уроку. Прежде, чем готовиться к уроку, нужно, чтобы урок удовлетворял дидактическим требованиям.

 

Дидактические требования, предъявляемые к уроку:

0)Общепедагогическое требование. Каждый урок должен быть направлен на решение триединой задачи: обучить, воспитать, развить.

1)Отчетливая целенаправленность урока.

2)Достаточное организационное и материальное обеспечение (если не найти фломастер, то придется просто рассказывать).

3)Оптимальный психологический режим урока (монография Охотина). Сидишь тихо- тихо, слышно, как муха летает, но такое внутреннее напряжение, что это парализовало мыслительную деятельность. Или наоборот: такой либеральный стиль общения, такая неорганизованность, вольница, что не получается реализовать задачи урока. Нужен баланс.

4)Оптимальный ритм и темп работы на уроке – подбираем оптимальный темп, чтобы дети хорошо воспринимали материал.

5)Последовательность и преемственность учебных операций – наши учебные операции должны даваться в логической последовательности, чтобы каждая следующая операция была основана на предыдущей операции. Замечателен урок, в котором даже не видно границ и этапов урока. В начальной уроке – исключение. Там есть физкультминутка.

6)Завершенность операции – что-то не успеваем (эту задачу вы решите дома, это посмотрите по учебнику). Такого быть не должно. Все операции должны быть доведены до логического конца.

 

Если не успел часть задачи, то нужно перевести в часть домашней работы.

А если кто не разобрал, то им нужна дополнительная помощь.

Или: кто уверен, что выполнит эту задачу, то можете уйти, те, кто не понял – можете остаться после уроков и подойти ко мне.

Главное, чтобы на следующем уроке задача разобралась. Можно даже спросить самого слабенького.

 

7)Экономия времени на уроке – предполагает не терять время впустую (зря). Чтобы попусту не тратилось время: нельзя долго затягивать орг. момент, долго возиться с прибором.

 

Стоит ли вызывать слабого ученика к доске? Конечно, ведь все остальные поймут хорошо. Пусть он выйдет, сделает чертеж, напишет уравнение.

 

Если хочешь вызвать, но начинает пререкаться, что, мол, не пойдет к доске. Если он привык выполнять мои требования – он пойдет к доске. Вызывать по цепочке. Все индивидуально. Дружелюбно: быстрее-быстрее, мы все тебя ждем. Нужно налаживать контакт с детьми.

 

8)Непрерывный контроль и самоконтроль. Должен быть не только контроль в конце темы; должна быть обратная связь. Дети должны понимать, правильно или не правильно они думают; учитель должен знать, усваивается ли материал или нет.

 

9)Восстановление делового равновесия при его нарушении – бывает ситуация, отвлеклись, шумят. Легкая задачка на логику. Преподаватель замолкает (невербально показать ожидание), или подняли правую руку, кто меня видит; поднимите левую руку, кто меня слышит. Книга Гин (или Букатов) «Секреты драматургии».

 

10)Рациональное сочетание различных видов, форм и методов учебно-познавательной деятельности.

 

Итак, требования к уроку усвоили. Теперь мы можем приступить к подготовке урока.

С чего начинается? С тематического планирования. Нужно составить тематический план. Урок – часть череды урока.

 

1) Тематическое планирование.

 

2) Уточнение темы, цели и задач урока (с учетом непосредственных результатов предыдущих уроков). Цели урока должны быть конкретными. Не должно быть темы типа: «Изучить НОК» (на каком уровне?; нельзя проверить изучение).

 

Как можно конкретизировать? Например, тема: «Сумма углов треугольника». Цель – усвоить (а не изучить) теорему о сумме углов треугольника, применять эту теорему для доказательства теоремы о внутреннем/внешнем угле треугольника и определения видов треугольника; научиться решать задачи о сумме углов треугольников и о внешнем угле. И цель на перспективу: находить сумму углов любого многоугольника. Т.е. каждую задачу можно конкретно проверить.

 

3) Отбор содержания учебного материала – отобрали материал.

 

4) Продумываем характер учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, каким образом мы будем это делать: давать готовые знания или дети будут сами искать ответы на вопросы.

 

5) Уточняем конкретные методы и формы (вот здесь я дам объяснение, вот этот материал в виде беседы, вот тут в виде самостоятельной работы, а вот тут тематический диктант).

 

6) План урока (планирование) – выражается в конспекте урока. Своего рода программирование урока. Для опытного учителя можно без конспекта – просто план урока. Для нуба – как можно более тщательно составлять конспекты (решения должны быть прописаны, продумать расположение, вопросы для учеников, каковы должны быть ответы учеников).

 

Мотивы учебной деятельности, развитие познавательных интересов школьников

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.