Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Экология (гигиена) здоровья

Экология (гигиена) здоровья

Гигиена изучает экологию. Рассмотрим методологию гигиены. Под методологией понимаются все методы познания природы, общества и мышления. На что опирается методология – приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция, системно-структурный подход, материалистическая диалектика.

 

Имеются три основных закона материалистической диалектики:

1) Закон перехода количественных элементов в качественные (при курении образуются радиоактивные полоний и радиоактивный калий);

2) Закон единства и борьбы противоположностей;

3) Закон отрицания отрицания.

 

Пример первого закона.

Среда оказывает большое влияние. В Москве среда неблагоприятная. Поэтому выработаны порог вредного действия, ПДК (предельно допустимая концентрация вредных частиц), предельно допустимый уровень загрязнения кожи в условиях производства, максимальный уровень загрязнения продуктов пищи (МДУ). Если превышает порог, то в организме начинают развиваться патологические изменения.

 

Пример второго закона.

Фтор нужен (для зубов), но если он превышает уровень, то развивается флюароз (зубы разрушаются).

 

Пример третьего закона:

Регламентация ядов. Считали, что определенный уровень аммиака безопасен. Потом решили, что опасен. А также философские категории: причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма, единичное, особенное и всеобщее, часть и целое, возможность и действительность.

 

Все это используется врачами.

 

Выделим специфические законы гигиены:

1)Закон о трех движущих силах неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения.

 

1.1)Источник вредности – может быть самым разнообразным: среда (экзогенный источник), иметь хим. и физ. природу.

1.2)Фактор (механизм) передачи вредности – через пищу, воду, воздух, людей, животных.

1.3)Объект воздействия (восприимчивый организм).

 

Задача гигиенической науки: исключать из триады как можно больше факторов.

 

2)Закон неизбежного отрицательного влияния деятельности людей на окружающую природу. Несколько закон преувеличен, т.к. человек вышел из природы и не может существовать без нее. Но, конечно, не всегда человек находится с природой в гармоническом равновесии.

 

3)Закон неизбежного отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье людей природных экологических катастроф (цунами, извержение вулканов). Человек не может управлять воздухом, водой и т.д. Поэтому возникают смерчи, торнадо. Причем, если раньше смерчи были только в США, то теперь и в Пскове.

 

4)Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества. Противоречие: главное – чтобы человек не мешал природе. Например, нельзя отрицать пользу ТЭЦ, хотя от нее идут выбросы.

 

5)Закон неизбежного отрицательного влияния загрязненной природной среды на здоровье населения. Загрязнение воды, воздуха, почвы вредно для здоровья.

 

6)Закон положительного влияния факторов природной среды на здоровье населения. Если бы этого не было, человек не появился бы на земле. Здесь главное – доза. Так, еда нужна, но избыток еды очень вреден. Очень полезны чистый атмосферный воздух, чистая воды.

 

Гигиена работает в системе координат “Здоровье человека” и “Окружающая среда”. Конечно, этими координатами занимаются и другие науки, поэтому гигиена многое заимствует. Главный стратегический метод гигиены - это профилактика заболеваний (здоровый образ жизни). Отсюда вывод: гигиена – особая наука.

 

Гигиена изучает здоровье человека во взаимосвязи с окружающей Средой; количественно оценивает влияние среды на отдельного человека, на коллектив, определяет границы положительного и отрицательного влияния, устанавливает пределы действия этих факторов.

 

Цели:

Сделать развитие человека более совершенным.

Упадок жизни менее быстрым.

Жизнь более сильную.

Смерть более отдаленную.

 

Рассмотрим методы гигиены:

1) Эпидемиологический;

2) Санитарное обследование;

3) Гигиенический эксперимент;

4) Санитарная экспертиза;

5) Гигиеническое обучение и воспитание;

6) Социологический метод;

7) Статистический метод.

 

Рассмотрим эпидемиологический метод. Эпидемиология вышла из гигиены. Гигиена работает в интересах массы людей. Факторы, которые надо изучать: эндогенные (внутренние – генетические, гормональные, возрастные), экзогенные (внешние – социальные, природные). Для этого используют методики:

 

1) Санитарно-статистическое изучение здоровья населения. Используются следующие показатели:

            1.1) Показатели заболеваемости – общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость;

            1.2) Демографическая (изучается смертность, рождаемость, прирост населения);

            1.3) Показатели физического развития населения (рост человека, масса тела, сроки появления вторичных половых признаков, возрастно-половые различия);

            1.4) Показатели инвалидизации – какие заболевания и травмы привели к инвалидности, в каком возрасте, производственная или непроизводственная инвалидность.

 

Здесь масса субъективных моментов, поэтому можно ошибиться.

 

2) Медицинское обследование популяции – берется группа людей, которая подвергается воздействию некоторого фактора. И сравнивается с контрольной группой, которая не подвергается воздействию фактора. Отсюда делают выводы. Результаты высоко достоверные.

 

3) Клиническое наблюдение за отобранными людьми (обычно в стационарных условиях, с инструментально-лабораторными исследованиями) – используется для того, чтобы выявить минимальные рационы питания, методы выживания космонавтов. Результаты исключительно достоверные.

 

4) Натурный (природный) эксперимент. Например, произошла природная катастрофа – изучается воздействие на людей (выживаемость после взрыва АЭС). Для этого проводятся два вида исследований:

1.1)Поперечное исследование – моментальное. Сравнивают исследуемую группу, которая подверглась действию агента, и контрольную группу людей. Это перспективное исследование. Такое исследование обычно контрольное – контролирует воздействие фактора. Бывают такие исследования и ретроспективные – сравнивают больных и здоровых (когда фактор неизвестен, причастность фактора к заболеванию надо еще установить).

1.2)Продольное исследование – длительное наблюдение за какой-то группой.

1.2)1.Бывает параллельным – время и период проведения совпадают по годам.

1.2)2.И не параллельным – время и период проведения не совпадают по годам.

 

 

Метод санитарного обследования (проводят врачи, а не санитары) – визуальное наблюдение или опрос группы людей и описание объекта. Указывают недостатки и говорят, как исправить. Используют лабораторные методы, описательный метод. Например, человек видит, как разворачивается цунами и описывает его и т.д. Это очень важно.

 

Метод гигиенического эксперимента – изучаются в реальных условиях жизнедеятельности людей факторы, влияющие на здоровье.

 

Метод санитарный экспертизы (лат. заключение сведущего лица). Подразумевается определенный алгоритм изучения явления. Имеются клиническая (изучают историю болезней, действия врача) и санитарная (этой экспертизе подлежит питьевая вода, напитки, пищевые продукты, материалы, водка – очень ядовитая у нас и т.д.) экспертизы.

 

Очень важен метод гигиенического воспитания и обучения. Еще Гиппократ, Авиценна пытались влиять на мышление и действие людей. Метод направлен на повышение санитарной культуры населения. Это помогает проводить профилактику заболеваний. Здоровый образ жизни предполагает, что надо встать и позавтракать. В вечерний прием пищи откладывается жир. Жировые клетки и их размеры формируются до 1 года жизни – детей нельзя перекармливать.

От здорового образа жизни зависит 50% здоровья населения, врачи делают лишь 15%, экологические факторы – 20%. Учитывая огромные масштабы применения водки, наркотиков, курения, гигиеническое воспитание очень важно. Для женщин свойственно одиночное пьянство.

 

Очень важно гигиеническое нормирование (т.е. приведение в форму состояния воздуха, почвы и остальных средств). Гигиеническое нормирование – частный случай нормирования. Норма организма – это оптимальное строение функций организма, нормальные адаптационные возможности организма, которые позволяют ему функционировать в балансе с окружающей средой. Есть еще норматив организма – показатель, которые подтверждают нормальное состояние организма. Норма среды – нормальное состояние элементов среды, при которой обеспечивается хорошее здоровье человека.

 

Теория гигиенического нормирование породила основные принципы (законы):

1)Принцип гарантийности – должен обеспечивать нормальное развитие человека сейчас и в будущем для следующих поколений. В экстремальных ситуациях этот норматив снижается: главное – выжить. Вызывает развитие следующего принципа.

 

2)Принцип взвешивания (принцип социально-биологической сбалансированности).

Но нормирование – не самоцель. Цель нормирования – это создать оптимальный уровень жизни, деятельности (профессиональной). Нормативы должны быть целесообразны, т.е. норматив должен приносить пользу людям в сфере здоровья.

 

Многие вопросы не разработаны. Например, как определенная работа влияет на продолжительность и качество жизни.

 

3)Принцип разумной достаточности – люди должны пользоваться социальными и природными благами в разумных пределах, которые обеспечивают сохранение здоровья людей. Нельзя допускать истощения природных источников, богатств, недр. Исчезают многие показатели флоры и фауны. С середины 20-го века исчезал один вид животных в день и один вид растений в неделю. Сейчас вымирают тысячу видом птиц и млекопитающих. С 1970 года численность диких животных сократилось на 30%, водных животных на 28%. Но возрастает число вредителей и паразитов. Народонаселение растет. Обвиняют глобальное загрязнение климата.

 

4)Принцип дифференцированности (различия) – на каждого человека по-разному воздействуют природные и социальные факторы. Надо учитывать возраст, социальные факторы, профессию, экологию. Так, врачебная профессия влияет. Психиатры – психи (Чехов «Палата № 6». Например, все время нужен витамин С: для интеллектуала – достаточно, а для спортсмена или шахтера – нет.

 

5)Принцип комплексности. Человек подвергается целому комплексу самых различных факторов.

 

6)Принцип динамичности – изменение по времени. Норма меняется с течением жизни.

 

Нормативы разрабатывались сначала с опорой на принципы: пороговость, надежность (коэффициент запаса), обратная связь. Сейчас – на первом месте стоит концепция приемлемого риска. Например, на производстве погибают 7 тыс. человек последние 60 лет. 600 человек на 1млн. Ничего нельзя сделать. Это приемлемый риск. Каждый год неестественной смертью погибает 500 тыс. человек; 83 тыс. убивают.

 

Надо различать организм и человека самого. Организм – биологический феномен. Человек – социально-биологический феномен. Так, норматив для организма может быть не подходящ для человек в целом. Но все же нормирование человека необходимо для гигиенической диагностики человека и среда.

 

Все, что касалось человека раньше относили к физиологии, анатомии; гигиена не касалась – состояние среды обитания не изучали. Сейчас к этому вопросу относятся более серьезно. Сейчас стоят вопросы: 1) определения величины и мощности человека (популяции людей); 2) определение состояния среды обитания; 3) состояние причинно-следственных связей между состоянием среды и уровнем здоровья человека. Необходима первичная профилактика. Мутации могут проявиться лишь на 3, 4 поколении.

 

При применении профилактики недостаточно медицинских мер. Профилактика должна включать развитие общества, государства (вклад медицины в состояние здоровья не превышают 15%). Профилактику заболеваний рассматривают с трех точек зрения: 1) медицинский эффект – показатели: уровень заболеваемости, тенденция к увеличение или уменьшению заболеваемости, количество заболевших людей (или здоровых), показатели медицинской помощи – как характеризуют качество; 2) социальный эффект профилактики – оценивают по продолжительности жизни, числу сохраненных жизней, учитываются демографические показатели (рождаемость, смертность, прирост населения); 3) экономический эффект охраны здоровья – связан с возрастанием работоспособности человека (сколько лет человек может работать), величиной созданного ВНП.

 

В основном оценивается медицинский эффект, а с профилактикой неясно. Нужно оценивать состояние здоровья населения через многие годы, т.е. профилактика подразумевает отсроченность лечения. Поэтому не дают денег на профилактику. Но профилактика направлена на сохранение здоровья, а не на экономию денег. Жизнь и здоровье – бесценны.

 

Окружающая среда и ее гигиеническое значение для здоровья и гигиены человека, экологии человека

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.